Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Полярное судно фрам Кто был капитаном корабля фрама

Знаменитое норвежское судно, название которого переводится как «Вперед», напоминает нам о славных и бесстрашных полярных исследователях. «Фрам» был создан для экспедиции Фритьофа Нансена, поставившего цель достичь на этом корабле Северного полюса. Создателем судна, спущенного на воду 26 октября 1892 г., является Колин Арчер.

Конструкция корабля «Фрам»

«Фрам» стал самым прочным деревянным кораблем в истории. Его конструктивные особенности учитывали необходимость выдерживать давление окружающих судно льдов. Корпус «Фрама» в поперечном сечении напоминает яйцо, толщина бортов достигает 80 см, а носовой части – 120 см. В качестве материала для тройной обшивки корабля использовался итальянский дуб, а для внешней «ледяной» обшивки – сосна. Водонепроницаемость корабля обеспечивалась битумом с опилками, залитым в пространство между близко расположенными шпангоутами. Для обивки внутренней части бортов использовались пробка, войлок, оленьи шкуры и декоративная панель из ели.

Экспедиции «Фрама»

В 1893-1896 г.г. «Фрам» участвовал в Норвежской полярной экспедиции под руководством Фритьофа Нансена, целью которой было исследование высоких арктических широт и достижение Северного полюса. Впервые в истории судно было вморожено в паковые льды с целью дрейфования и проведения научных исследований. В результате этой экспедиции были уточнены границы Земли Франца-Иосифа, отвергнуты возможности существования полярного континента. Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен не смогли достичь полюса на собачьих упряжках, но продвинулись на север дальше, чем кто-либо до них.

В 1898-1902 г.г. Отто Свердруп на «Фраме» возглавил экспедицию к Канадскому Арктическому архипелагу. Результатом этого путешествия стало открытие новых островов и исследование проливов между ними.

В 1910-1912 г.г. «Фрам» был участником Норвежской антарктической экспедиции Руаля Амундсена, в результате которой 14 декабря 1911 г. люди впервые в истории достигли Южного полюса. Путешествие ознаменовалось также открытием Трансантарктических гор, ледника Акселя Хейберга, изучением других географических, метеорологических, гляциологических и океанографических явлений.

Музей корабля «Фрам»

В 1935 г. «Фрам», которому вернули его первозданный облик, был помещен в музей, рассказывающий об истории полярных экспедиций. Посетители могут подняться на борт легендарного судна, осмотреть его внутренние помещения и снаряжение.

Фрам

Фрам (норв. Fram, «вперёд») - знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает "вперёд. Был специально построен как экспедиционное судно. Со времени постройки является государственной собственностью.

Конструкция

Конструктором корабля был известный кораблестроитель . «Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца (как у лоцманского бота), борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена - ее толщина достигала 120 см. Форштевень был сделан из двух наложенных друга на друга дубовых балок, окованных сталью. Набор - дубовый, обшивка - сосновая в четыре слоя. Для строительства судна ВМФ предоставил итальянский дуб, вылежавший под крышей 30 лет. Три слоя обшивки крепились болтами и гвоздями к набору судна, внешняя «ледяная» обшивка крепилась нагелями и могла быть содрана льдом. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см, это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первоначально Нансен предполагал, что судно будет иметь небольшие размеры - не более 170 регистровых тонн вместимости, но после окончательного согласования планов экспедиции, увеличил размер до 402 рег. т.
Парусное вооружение принималось как у гафельной шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка. Был также взят ручной привод для генератора, но им так не воспользовались.

В конструкцию были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, таким образом экипаж мог находиться на шхуне в путешествиях сроком до пяти лет. Жилые помещения в 1893 г. располагались под кормовой полупалубой, и освещались через потолочные иллюминаторы (герметичные с тройной рамой). Жилой блок включал камбуз (он же ванная), большую кают-компанию, которая со всех сторон была окружена четырьмя индивидуальными каютами и двумя четырёхместными. Отопление - печное, причём отапливались только кают-компания и камбуз. Камбузная плита и хлебопекарная печь были снабжены нефтяными капельными горелками оригинальной конструкции Нансена. Вентиляция осуществлялась только через камбузный и печной дымоходы. По Нансену, зимой 1894 г. во внутренних помещениях поддерживалась температура +22 Ц.

Экспедиции

"Фрам" принимал участие в следующих экспедициях:

Исследователь Годы Цель экспедиции
Фритьоф Нансен 1893-1896 Центральная Арктика
Отто Свердруп 1898-1902 Канадский Арктический архипелаг
Руаль Амундсен 1910-1912 Антарктика

Через арктические льды к Северному полюсу

План Нансена заключался в плавании специально сконструированного судна, которым являлся «Фрам», по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Экипаж, находясь на судне, дрейфовал бы вместе со льдами к Северному полюсу.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й - матрос Бернт Бентсен (1860-1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная - 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии: паровая машина была разобрана, в машинном отделении была устроена мастерская. В дальнейшем помещения для астрономических наблюдений, а также кузница были оборудованы прямо на льду. С «Фрама» также были сняты все шлюпки, а на лёд перенесены 20 тонн угля и продукты питания на 6 месяцев - на случай гибели суда. Шлюпки позднее были использованы как источник пиломатериалов для изготовления лыж и нарт.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 - мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона (в 2002 г. прозводились археологические раскопки на этом месте). 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.

У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Научные исследования Свердрупа

В 1898 году Отто Сведруп, который был капитаном «Фрама» во время экспедиции Нансена, направился в четырехлетнюю экспедицию на корабле в Канадский Арктический архипелаг. В результате путешествия были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии, которая формально владела этими территориями до 1930 г.

Судно было переоборудовано для размещения 16 человек команды: на верхней палубе возведена надстройка, занявшая 2/3 длины судна, была ликвидирована штурманская кабина. Внутри надстройки разместилась крытая мастерская, а также носовая кают-компания и помещения для экипажа. После перестройки вместимость «Фрама» достигла 600 рег. т. Для улучшения мореходных качеств был добавлен выступающий фальшкиль.

После возвращения экспедиции в 1902 г., «Фрам» был поставлен на прикол в гавани Хортена, и оказался заброшен, изредка используясь для корректировки артиллерийского огня во время учебных стрельб. После пожара 1905 г. было полностью уничтожено парусное вооружение судна.

Сохранение корабля

После экспедиции Амундсена корабль поставили на стоянку. В 1914 году велись переговоры об использовании судна для церемонии открытия Панамского канала, но переговоры сорвались (в литературе можно встретить миф, что именно «Фрам» был первым судном, прошедший через Панамский переешек).

Ещё в 1916 году Амундсен рассматривал перспективу использования судна для похода к Северному полюсу (по прежней программе), но в итоге предпочёл построить новое. До 1914 г. «Фрам» оставался в Буэнос-Айресе, разрушаясь крысами и древоточцами. В 1918 году «Фрам» был полностью разукомплектован для подготовки экспедиции Амундсена на «Мод» (был снят весь такелаж, дельные вещи, даже мебель из жилых помещений).

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1929 г. начался капитальный ремонт судна. В 1935 году шхуна была перемещена в музей, который получил название корабля. Судну был придан первозданный облик.

В настоящее время «Фрам» находится в сухом ангаре в Осло в Музее Фрама.

На борту «Фрама» умер Оскар Вистинг, друг и соратник Амундсена. Как пишет Геннадий Фиш:

«И когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от разрыва сердца на палубе любимого корабля…»

Новый носитель имени

В мае 2007 года норвежской компанией Hurtigruten был спущен на воду исследовательский круизный лайнер «Фрам» (Fram). Судно является сравнительно небольшим (предназначено только для 300 пассажиров), его характеристики:

* Длина 114 м,
* Ширина чуть больше 20 м,
* 8 палуб
* Грузовместимость - 25 автомобилей.

Судно используется для сложных экспедиций - благодаря своим размерам оно может заходить в такие места, куда не добраться на крупном круизном лайнере, а также следовать вдоль побережья, а не в открытом море.

Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Норвегию

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Нансен был велик как полярный исследователь,
более велик как ученый и еще более велик как человек.
Херальд Свердруп


10 октября 1861 года в пригороде Христиании (ныне - Осло) родился, не побоюсь выразить своё восприятие - один из величайших людей, когда либо рожденных на Земле. Мальчика назвали Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен.

Сейчас у вас в голове зародился поиск: "А чем он так велик? А кто более велик или равен ему?"

Большинство читателей знают о Нансене, как о полярном исследователе, который так и не побывал на Северном Полюсе.
Именно поэтому я и решил написать этот пост. Я не буду переписывать всю его биографию, которою заинтересованный читатель сможет сам найти, как в сети, так и в библиотеке. Остановлюсь лишь на основных известных и малоизвестных моментах его истории.
Семейство Нансенов — датского происхождения, его родоначальником был купец Ханс Нансен (1598—1667), который в 16-летнем возрасте совершил первое плавание по Белому морю, а в 21 год по приглашению царя Михаила Фёдоровича обследовал архангельское побережье и посещал Кольский залив. Отец молодого Фритьофа Бальдур Нансен - секретарь окружного суда, но походил скорее на пастора чем на юриста, так он неизменно размерен, аккуратен и тих. Мать - фру Аделаида Нансен была олицетворением подвижности. Урожденная баронесса Ведель-Ялберг, она была чужда аристократической чопорности, пренебрегала всякими условностями. Не считаясь с мнением света бегала на коньках и на лыжах, не брезгала никакой работой. Сама обшивала детей, а на досуге много читала.
Фритьоф весь в свою мать - такой же подвижный смельчак. В семнадцать лет он стал чемпионом Норвегии. а затем и мира по бегу на коньках. Двенадцать лет подряд побеждает на соревнованиях в длительных лыжных переходах. Впрочем, кое-что заимствовал он и от отца - в характере его настойчивости и дотошности хоть отбавляй. Именно сплав этих двух характеров и позволил Нансену совершать сложнейшие полярные экспедиции с уверенностью, неизменным успехом и без потерь.
В 1881 Фритьоф поступил в Кристианийский университет выбрав будущей профессией - зоологию.

В 1882 году, как сейчас говорят: "на практику", Нансен нанимается на зверобойную шхуну "Викинг". Где впервые и выходит в Северный Ледовитый океан. Матросы "Викинга" поначалу видели в пассажире чужую птицу, залетевшую в их гнездо и мечтали заполучить в свой экипаж не господина студента, а лишнего зверобоя. Но вскоре этот молодой студент доказал, что может не только изучать предмет их охоты, но и быть одним из лучших зверобоев "Викинга".

Именно во время плавания на зверобойном промысле Нансен начинает изучать арктические льды, задумываться над их появлением и движением на просторах Ледовитого океана. Его научный подход позволил, на основе полученных со льда образцов "грязи", определить что эта почва принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.
Фритьоф Нансен, будущий великий полярный исследователь и путешественник 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления лыжной экспедиции в Гренландию, защитил докторскую диссертацию «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин ». По поводу его защиты было много разговоров, но мне понравились слова самого Нансена: "Пусть лучше будет плохая защита, чем плохое снаряжение."
Несмотря на вот такие объявления в газетах Норвегии:

"ВНИМАНИЕ!

В июне сего года препаратор Нансен демонстрирует бег и прыжки на лыжах в центральной области Гренландии. Постоянные сидячие места в ледниковых трещинах. Обратного билета не требуется."

Фритьоф, его будущий соратник в экспедиции на "Фраме" Отто Свердруп и 4 их товарища совершают беспрецендентный лыжный переход поперек всей Гренландии. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу сапожную мазь на основе льняного масла). Маршрут составил 470 км.

На родину они вернулись 30 мая 1889 года как триумфаторы, здоровые и в полном составе. Для большинства толпившихся на пристани людей Нансен был викингом, являлся для них олицетворением национального типа.

Впереди Фритьофа Нансена ждали любовь и новые свершения во имя знаний, Норвегии и всего человечества.
Свадьба состоялась 6 сентября 1889 года. Нансен не хотел венчаться и к тому времени официально вышел из государственной лютеранской церкви. Ева была дочерью священника, и Нансен в последний момент уступил. На следующий день после свадьбы чета отправилась в Ньюкасл на географический съезд, а после его окончания — в Стокгольм на награждение Нансена. Очень оригинально был отпразднован первый совместный Новый год — лыжным походом на гору Норефьель.

В 1883—1884 годах на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга на корабле «Жаннетта». Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения; статья Мона стала обоснованием идеи Фритьофа экспедиции к полюсу.
Большинство критиков не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник того времени Адольф Грили доказывал безусловную ложность постулатов Нансена, предполагая, что вещи, найденные в 1884 году в Гренландии, не принадлежали членам экспедиции Де Лонга. По мнению Грили, Северный полюс недостижим, так как занят мощным массивом суши, придавленной ледником, который и служит источником паковых льдов. Равным образом он скептически отнёсся к проекту идеального ледового судна, назвав намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».

Мертвым сном тысячелетиями спали полярные страны. Вечное безмолвие их никто не нарушал. И совсем не потому, что люди так склонны оберегать чужой покой, а оттого лишь, что были они бессильны в царстве ночи и холода. Однако ничто не останавливало людей в извечном стремлении озарить свою жизнь знаниями.
Нансен и обладал огромной жаждой познания. И теперь, со свойственной ему целеустремленностью, настойчивостью и дотошностью готовился к экспедиции в Центральную Арктику. Он имел знание о дрейфе льда от берегов Сибири в Атлантический океан. При переходе через Гренландию обходился без собак, лишь потому, что не смог достать хороших ездовых собак. Зато для похода к Северному полюсу он решил применить своеобразный вид транспорта: лодку, комбинированную с санями в собачьей упряжке. И конечно - необходимо было построить судно возможно меньших размеров, на которое поместился бы пятилетний запас угля и провиант для экипажа, и арктический лёд не смог раздавить его в своих мощных объятиях.

Так описывается имя наречение "Фрама": "Ева Нансен твердым шагом приближается к носу корабля. Колин Арчер почтительно подал ей бутылку шампанского. Тотчас смолк гул толпы: традиционный морской обряд наречения нового судна требовал почти молитвенной тишины. Ева высоко занесла руку и сильным ударом разбила бутылку о форштевень.
- "Фрам" - имя ему!"


Сохранённый потомками "Фрам" в Осло.


«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева среди когда-либо построенных. Он олицетворял собой высшее и последнее достижение человечества в его пассивной борьбе со льдами. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд и пришёл к выводу, что корпус значительно прочнее арктического льда, что и было доказано на практике. Корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы — поперечное сечение корпуса соответствовало форме половины кокосового ореха. Длина «Фрама» по ватерлинии составляла — 36,25 м.
Обшивка была дубовая, тройная, так что борта имели толщину более 70 см. Борта изнутри были оклеены просмоленным войлоком, слоем пробки, обшивкой из елового дерева, еще толстым слоем войлока, затем линолеумом и, наконец, дощатой обшивкой.



Над входом в музей "Фрама" в Осло.



Борт "Фрама", шпангоуты, запасной коленвал, современная противопожарная синяя труба и я.


Двигатель.


Винто-рулевой комплекс "Фрама".


Запасные винты.


Штурвал и компас "Фрама".


Вот так: цепью за румпель передаётся на баллер (вертикальная ось вращения пера руля ) движение штурвала.


Камбуз на "Фраме"


Кают-компания.


Каюта и медицинские инструменты.


Койка-диван в каюте Нансена.

На палубе "Фрама".

Ещё в Гренландии Нансен убедился в преимуществе маленькой команды из профессионалов, в которой каждый несёт равную долю работы. Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 600, Нансен отобрал из них только 12 человек (включая себя), но в Вардё за полтора часа до отплытия был принят 13-й член команды — матрос Бернт Бентсен, который предполагал идти только до Югорского Шара, однако остался до конца экспедиции. Одним из соискателей был известный английский полярный исследователь Фредерик Джексон (как потом оказалось не зря! ), подавший заявку ещё в 1890 году, но ему было отказано из-за происхождения, поскольку экспедиция предполагалась национальной — норвежской.
«Фрам» вышел в море 24 июня 1893 года. Капитаном на нем был проверенный в Гренландском походе друг Нансена Отто Свердруп .
29 июля «Фрам» вошёл в пролив Югорский Шар, в ненецкое становище Хабарово, куда посланец Э. В. Толля — полурусский-полунорвежец, тобольский мещанин Александр Иванович Тронтхейм — доставил 34 остяцкие лайки.
3 августа, погрузив на борт собак, распрощавшись с Тронтхеймом и послав с ним последние письма к родным и знакомым, экспедиция продолжила свой путь на Восток. При выполнении лоцманских работ, выводя "Фрам" из узкого пролива. Нансен чуть не сгорел в мотоботе от воспламенившегося масла.
22 сентября к Западу от Новосибирских островов "Фрам" обложило льдами и начался 3-х летний дрейф. Все прочие арктические экспедиции, которым приходилось проводить долгую зимнюю ночь страдали, кроме голода, холода и болезней, от невыносимой скуки; вследствие этой скуки являлись ссоры, взаимные обвинения, всеобщее недовольство и цинга . Ничего подобного на "Фраме" и ожидать было нельзя. Здесь у каждого было свое дело, к которому он был больше способен.


Астрономические наблюдения. Свердруп (стоит) и Скотт-Гансен


Ф.Нансен играет на органе в кают-компании "Фрама"


Сигурд Скотт-Гансен и Ялмар Йохансен измеряют магнитное склонение.


Измерение глубины океана на 3500м.


Нансен измеряет температуру воды на глубине.
Фото из Национальной библиотеке Норвегии в Осло .


С 3 по 5 января 1895 года «Фрам» испытал сильнейшие за всю экспедицию ледовые сжатия, так что команда готова была эвакуироваться на лёд. Но "Фрам" выдержал и эти адские атаки льда. К концу января экспедицию вынесло течениями на широту 83° 34"с. ш. Вскоре Нансен понял, что на судне они не достигнут Северного полюса, дрейф пройдет много южнее. И принимает решение - выдвигаться вдвоем на собачьих упряжках. С провиантом в 850 кг на 120 суток для людей и всего на 30 — для собак, поручив командование экспедицией капитану "Фрама" Отто Свердрупу, Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 года на трёх нартах к Северному полюсу.


Нансен и Йохансен покидают "Фрам".


Поход на север оказался чрезвычайно тяжёлым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счёт дрейфа льда пройденное расстояние (в среднем путешественники преодолевали от 13 до 17 км в день), слабели и не могли спать собаки, шерстяные костюмы напоминали ледяные доспехи. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лёд, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40 °C и −30 °C. Наконец, 8 апреля 1895 года Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13"36" с. ш., они повернули к Земле Франца-Иосифа. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Это решение архиважное. Многие полярные исследователи в истории изучения Полярных районов не могли принять такого решения или принимали его слишком поздно, что всегда заканчивалось трагедией. Этим решением Нансен спас жизни не только себе и Йохансену, но и многим норвежцам, шведам, голодающим Поволжья, армянам.
10 августа, пройдя сквозь суровые испытания и непогоды, двое норвежцев наконец достигли долгожданной земли. Это были северные, еще не изведанные, острова Земли Франца-Иосифа. Здесь они принимают еще одно взвешенное решение - оставаться зимовать на мысу одного из северных островов и основательно готовится к зимовке, а не искать путь на Юг. Теперь это мыс Норвегия на острове Джексона . Почти до конца мая следующего года Нансен и Йохансен прожили в землянке, накрытой моржовыми и устеленной медвежьими шкурами. 21 мая 1896 года возобновили продвижение на Юг, надеясь достичь Шпицбергена. 17 июня на мысе Флора острова Нортбрук , при приготовлении пищи, Нансен услышал лай собак. Так произошла встреча норвежцев, покинувших "Фрам" более года назад с не взятым в команду "Фрама" Фредериком Джексоном.

Встреча Нансена и Джексона. Постановочная фотография, сделанная через несколько часов после их действительной встречи.


26 июля 1896 года на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю 13 августа.
«Фрам» прибыл в Скьервё спустя неделю - 20 августа, за три года борьбы со льдами Арктики не претерпев никаких повреждений и с командой в полном составе. Возвращение экспедиции «Фрама» превратилось в национальный праздник. На Нансена посыпались награды всех стран. Географические общества его избирали почетным членом. Прошедший лёд и воду, Фритьоф в свои 35 лет был накрыт звуком фанфар. Но он оставался верен науке.
Хотя Нансену не удалось достигнуть Северного полюса, по выражению сэра Клемента Маркхэма (председателя Королевского географического общества), «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Экспедиция доказала, что в районе Северного полюса отсутствует суша, взамен установив существование океанского бассейна. Нансен открыл, что в дрейфе паковых льдов огромную роль играет сила Кориолиса, обусловленная вращением Земли. На основании анализа результатов экспедиции в 1902 году Нансен вывел два простых правила, описывающих скорость и направление дрейфа льда, получившие широкое практическое применение в полярных экспедициях XX века. Кроме того, Нансен впервые подробно описал процесс роста и таяния паковых льдов.


Дороги экспедиции. Красный - путь до начала дрейфа. Синий - дрейф "Фрама". Зеленый - путь Нансена и Йохансена. Желтый - возвращение "Фрама".
Фото из Википедии .

В XIX веке Северный полюс не давал покоя многим мореплавателям и морским путешественникам. Полярный архипелаг в тот период был мало изучен. Считалось, что в этом районе расположена обширная суша, поэтому много смельчаков стремилось туда. Одним из них был молодой норвежский ученый Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen). Одержимый желанием исследовать Арктику и добраться дальше всех мореплавателей Нансен возглавил экспедицию, состоявшую из 13 человек.

Мореплаватели отправились к Северному полюсу 24 июня 1893 года на трехмачтовом парусном судне с нетипичным видом корпуса. Шхуна под названием «Фрам », что в переводе с норвежского означает «вперед» считается одним из уникальных судов деревянной постройки и поэтому заслуживает определенного внимания. Дело в том, что для подобных мореплаваний требовался корабль, способный сдерживать натиск льда. Зная этот факт Ф. Нансен обратился к малоизвестному тогда судостроителю Колину Арчеру, который жил и работал в норвежском городке Larvik. Инженер понял проблему и предложил революционную идею, которая принесла известность кораблестроителю и его творению.

Шхуна «Фрам » была спущена на воду в 1893 году. К числу уникальных характеристик судна можно отнести: корпус, который имел форму в виде яйца - это позволяло выталкивать его на поверхность в случае сжимания льдов. Кроме того состояла из двух корпусов - внешний был выполнен из древесины и покрыт слоем специальной краски, которая могла противостоять обмерзанию и была нанесена по всей поверхности корпуса от киля до руля. На одно судна Нансен положиться не мог, поэтому для уверенности была дополнительно установлена паросиловая установка, развивающая мощность до 220 лошадиных сил. В свою очередь, руль и винт были сделаны так, что их можно было убирать вовнутрь. Также на судне Нансена был впервые смонтирован примитивный генератор для производства электрической энергии. Каюты корабля были тщательно утеплены и изолированы от холода для комфортного пребывания в них экипажа.

шхуна «Фрам» фото



Итак, шхуна «Фрам » и ее экипаж оставили Осло 24 июня 1893 года. Сразу после выхода в Северное море команда мореплавателей попала в небольшой шторм. Шхуна вела себя ужасно, но уже 12 июля благополучно добралась до норвежского порта Трёмсе. Пополнив запасы и взяв с собой еще несколько необходимых теплых вещей, моряки покинули Норвегию 20 июля 1893 года.

Спустя несколько дней «Фрам » благополучно достиг Новосибирских островов. Следуя вдоль кромки льда севернее острова Котельный, первооткрыватели пришвартовались к льдине и расположились на зимовку. хорошо понимали, что в таком дрейфе они могут провести несколько месяцев. На льдине моряки соорудили небольшую ветряную мельницу, обеспечив себя электричеством, для чего им понадобилось демонтировать паросиловую установку судна.

Нансен на льдине

«Фрам» теперь был не кораблем, а арктической станцией. Все люди на борту были заняты исследованиями. На льдине были установлены метеорологические датчики для измерения температуры моря, глубины, солености и т. д.

Время тянулось медленно. Милю за милей проходил дрейф. Предположения Ф. Нансена подтвердились - шхуну несло на северо-запад. Во время такого плавания экспедиция установила, что глубина Северного Ледовитого океана достигает 3 километра.

Прошел один год. Шхуна «Фрам » продрейфовала 189 миль и достигла 81 градус северной широты. Ф. Нансен принял решение продолжить путешествие к Северному полюсу на каяках. Собрав группу людей, первопроходчик взял с собой провиант на несколько недель и отправился в путь. С большим усердием, преодолевая нагромождения торосов и постоянный ветер, исследователи медленно продвигались к вершине Земли. Вскоре через три недели пути обессиленный Нансен сделал вывод, что к назначенной цели полярникам не дойти, а если даже попытаться - можно погибнуть от холода, к тому же некоторых из них уже сразил синусит . Однако было у Нансена и утешение - путешественник приблизился к Северному полюсу намного ближе, чем кто-либо и достиг 86°14" северной широты.

Путь на юг был не менее трудным. Через три мучительных месяца полярникам удалось добраться до Земли Франца Иосифа. Перезимовав до лета 1896 года, мореплаватели неожиданно встретили английскую экспедицию Джексона и на их судне вернулись в Норвегию.

Ф. Нансен волновался за судьбу шхуны. От экипажа судна не было новостей уже полтора года. Но вскоре стало известно, что благополучно завершил дрейф в районе острова Шпицберген, а оттуда продолжил свой рейс, прибыв в норвежский городок Tromso.

Вернувшись на родину Фритьоф Нансен получил мировое признание. Первооткрывателя чествовали во многих географических обществах и до наших дней его считают одним из величайших полярников. Нансен стал прекрасным мореплавателем, а полярные льды он превратил в союзников, и в этом ему помогла шхуна «Фрам ».

Обучение