Криминальный "летучий голландец". Корабль-призрак. Легенда о Летучем голландце

Среди всех морских мифов и легенд, пожалуй, одна из наиболее известных - легенда о Летучем Голландце. Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.

«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла

Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.


Мыс Доброй Надежды

Роковой рейс и проклятие

Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие - что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.


Портрет капитана Ван дер Деккена

Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня! »


«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера

И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!»

Корабль-призрак

С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.

Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.


Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)

Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:

«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».

Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца - не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Лету́чий голла́ндец» (нидерл. De Vliegende Hollander , англ. The Flying Dutchman ) - легендарный парусный корабль-призрак , который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Происхождение

Легенда гласит, что в 1700-е годы голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

Другие версии легенды

  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу , если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Однако, в договоре он не уточнил, что сделать это нужно только один раз, и потому он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!».
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда , играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.

Возможное объяснение

Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы , так как мираж всегда виден над поверхностью воды.

Также возможно, что светящийся ореол - это огни святого Эльма . Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности - и на спасение.

    Fata morgana of the ships.jpg

    На этом изображении видно, как под действием фата-морганы изменяются очертания двух кораблей. Четыре фотографии в правой колонке изображают первый корабль, а четыре фотографии в левой - второй.

    Fata Morgana of a boat.jpg

    Цепь изменяющихся миражей.

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка . Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу .

В искусстве

В художественной литературе легенда была представлена во множестве вариаций. В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак» (англ.) русск. , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля. Летучему Голландцу посвящено стихотворение Николая Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV, опубликованное в 1909 году. Летучий Голландец упоминается в рассказе Александра Грина «Капитан Дюк».

В качестве аллюзии выражение не раз использовалось в кинематографе. Название «Летучий голландец» носили такие ленты, как фильм Владимира Вардунаса , снятый на ялтинской киностудии «Фора-фильм» в 1990 году, и картина голландского режиссёра Йоса Стеллинга , вышедшая в 1995 году.

Напишите отзыв о статье "Летучий голландец"

Примечания

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Отрывок, характеризующий Летучий голландец

Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?
– Charmante! [Очаровательна!] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.
Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!

…Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Лев Гумилев, из цикла «Капитаны»

Летучий голландец (нидерл. De Vliegende Hollander, англ. The Flying Dutchman) – таинственный корабль-призрак , вечно скитающийся в океане и наводящий ужас на моряков вот уже несколько столетий.

Вокруг этого парусника сплошные мифы и легенды. Неизвестен ни тип его, ни год постройки, даже о том, как стал он, собственно говоря, «Летучим голландцем» , нет единой достоверной версии. В имени капитана судна тоже расхождения: по одним версиям звали его Филипп Ван Деккен , по другим – Ван Страатен . Но именно по вине капитана и легло на корабль проклятие.

Легенда первая

Гласит о том, что голландский корабль вез груз из Ост-Индии, и помимо основной команды, на борту было двое пассажиров: молодая влюбленная пара. Случилось так, что капитан, не отличавшийся хорошими манерами, убил юношу, а девушке предложил свою кандидатуру в качестве мужа. Но девушка отвергла руку убийцы и выбросилась за борт. А корабль, подойдя к мысу Доброй Надежды (мыс Бурь), попал в сильный шторм. Моряки всегда были народом суеверным, и тут некоторые члены команды предположили, что причина непогоды недавнее происшествие с пассажирами. Но капитан застрелил недовольных и поклялся, что сколько бы ни ушло времени, он обогнет мыс Доброй Надежды, а до тех пор нога ни одного члена экипажа не коснется земли. Этим-то обещанием капитан собственноручно и проклял свой корабль. С тех пор «Летучий голландец» вечно скитается по океанам, и только раз в десять (а по другим версиям в семь) лет капитан может сойти на берег и попросить руки девушки. Как только он отыщет ту, что огласится принять его предложение, проклятие спадет с парусника.

Легенда вторая.

Парусник, обходивший мыс Доброй Надежды попал в шторм, и капитан всячески проклинал море, погоду и Бога, ниспославшего ему все эти испытания. После очередной порции проклятий на палубе судна появился призрак. Капитан предпринял попытку пристрелить призрака, но револьвер разорвался в капитанской руке, а призрак проклял «Летучего голландца» , посулив ему вечное скитание в океанских водах. Иногда он встречается другим кораблям, и матросы с «Летучего Голландца» пытаются передать письма на берег, но всякого, кто возьмет их, ждет беда.

Легенда третья.

Наиболее правдоподобная легенда. Суть ее в том, что все члены экипажа корабля заболели какой-то неизвестной болезнью. Все порты отказывались принимать зараженный корабль, и вся команда была обречена на мучительную смерть. В результате судно с мертвыми моряками долгое время дрейфовало в океане, пугая встречные корабли.

Если разбирать появление корабля-призрака с научной точки зрения, то ученые полагают, что к этому может быть причастно такое явление, как фата-моргана – мираж корабля, как будто бы плывущий над водой. А светящийся ореол вокруг парусника вполне может быть огнями святого Эльма (электрический разряд, образующийся на кончиках мачт, вызванный большим напряжением электрического поля).


Таким образом, стал первым собирательным образом корабля-призрака, парусника с командой мертвецов, рваными парусами и прогнившим корпусом, который сулит беду и гибель всякому, встретившему его на своем пути в море.

За три с лишним столетия существования легенды о «Летучем Голландце» образ его был многократно использован в литературе, живописи, музыке. Он оброс подробностями и новыми деталями, что добавляли ему авторы в своих произведениях.

Впервые о «Летучем голландце» написал в 1795 году Джордж Беррингтон, вор из Ирландии, в своем произведении «Плавание к Ботаническому заливу».

В 1826 году Фицболлом и Родуэллом была создана первая опера под названием «Летучий голландец, или корабль-призрак» . В 1839 году английский писатель Фредерик Марриета написал роман «Корабль-призрак» , рассказывающий о скитаниях легендарного парусника. В 1843 году Рихард Вагнер создал свою знаменитую оперу «Летучий голландец» , в которой использовал образ корабля-призрака, созданный немецким поэтом Генрихом Гейне в 1830 году.

Этим именем называют рестораны и рок-группы. Есть даже японская манга и аниме о «Летучем голландце» . А стихов и книг, написанных на эту тему, просто великое множество.

В двадцатом веке о «Летучем голландце» было снято несколько художественных и научно-популярных фильмов. А в начале 21го века легендарный корабль-призрак появился в фильмах , где капитаном парусника стал морской дьявол Дэйви Джонс.

Согласно легенде вполне реальный корабль с таким названием существовал на рубеже XV и XVI веков. А командовал им отчаянный «морской волк», голландский капитан Ван дер Страатен, страшный упрямец, пьяница и богохульник. Как-то он вел свое судно из Европы в Индию, а когда огибал Африку у мыса Бурь, ныне известного как мыс Доброй Надежды, налетела буря, и на море поднялся страшный шторм. Экипаж и пассажиры принялись умолять капитана, укрыться от непогоды в бухте и переждать ее. Но Ван дер Страатен был в стельку пьян и проявил свое упрямство.

Штурман с несколькими матросами решили оттащить капитана от штурвала и запереть в рубке, но когда они приблизились Ван дер Страатен выхватил пистолет и пристрелил штурмана, после чего спихнул его за борт на корм рыбам без церковного напутствия.

Дальше, согласно легенды, случилось нечто сверхъестественное. Вдруг море как по мановению волшебной палочки стихло. И сверху в луче света прямо на капитанский мостик спустился посланец Бога – ангел с крыльями. Наверное, он хотел вразумить «морского волка», а потому заговорил с ним:

Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан…

Пьяный Ван дер Страатен не захотел слушать нравоучений на корабле, где считал себя хозяином, а потому выхватил из-за пояса второй пистолет и выстрелил в непрошенного гостя. Но пистолет разорвался в его руке, осветив на миг лицо капитана красным светом. Ван дер Страатен распалился еще больше и крикнул посланцу небес:

Убирайся с моего корабля! Я не просил тебя о тихой погоде. Где буря? Верни бурю! И пусть хоть дьявол, хоть сам Господь Бог преградят мне путь, я не сверну и все равно пройду в Индийский океан!

Как смеешь ты бросать вызов высшим силам?! Так будь ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне, капитан, вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты никогда не умрешь, но и к берегу пристать не сможешь - будешь вечно бороздить моря и приносить несчастье всем, с кем ты встретишься на пути».

Грянул гром, сверкнула молния. И тотчас матросы его превратились в скелеты в полуистлевшей одежде, а сам Ван дер Страатен – в зловещего мертвеца стоящего на капитанском мостике.

Двойники

С тех пор корабль проклятого капитана – «Летучий голландец», блуждает по морям всего света, и даже в полный штиль его паруса надуты и мачты скрипят, словно в бурю. Говорят, что призрак «Летучего Голланца» сулит беду морякам, увидевшим его. Поэтому те страшатся встречи с ним и прибивают на удачу к мачтам лошадиные подковы.

Чаще всего «Летучий Голландец» видят возле мыса Доброй Надежды. 11 июля 1881 года, когда в этот мыс огибал британский военный фрегат «Бакканте», в его судовой журнал была внесена запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующий день впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. А вскоре внезапно заболел и умер командир эскадры.

Со временем у «Летучего голландца» появилось множество двойников, которым тоже присваивают нарицательное имя призрачного корабля Ван дер Страатена. И появление двойников «Летучего Голландца» тоже нередко связано с преступлением.

Буквально кишит «Летучими Голландцами» песчаная отмель в пяти милях от английского города Дила в графстве Кент, которую зовут «Песками Гудвина». Говорят, что в районе Песков Гудвина в кораблекрушениях погибло около 50 тысяч человек. А самым известным затонувшим там судном считается трехмачтовая шхуна «Леди Лавин-бонд». Плавание этого судна изначально было обречено на риск, поскольку капитан взял с собой в рейс свою невесту Аннету. А все моряки в те времена были убеждены, что женщина на корабле - к несчастью. Трагедия произошла 13 февраля 1748 года. На руку красавицы Аннеты также претендовал помощник капитана, но она предпочла его начальника. Во время плавания помощник, постоянно лицезрея свою любимую, которая должна стать женой другого, не выдержал душевного напряжения. И начал действовать по принципу: «Так не доставайся же ты никому». Он убил рулевого и направил судно на рифы. Никто из находившихся на борту «Леди Лавин-бонд» не спасся. С тех пор через каждые пятьдесят лет 13 февраля призрак этого корабля отчетливо виден в районе Песков Гудвина.

У берегов США гиблым местом считается побережье возле Блок-Айленда, что рядом с Род-Айлендом. В 1752 году у этих берегов потерпел крушение голландский корабль «Палатин», который доставлял из Европы в Филадельфию группу эмигрантов – голландцев и немцев. Поскольку эмигранты взяли с собой в дорогу все, что у них было самого ценного, то они представляли собой лакомую добычу для злоумышленников.

Пассажиров «Палатина» у побережья Новой Англии ограбили и умертвили. Однако версии происшедшего расходятся. По одной из них, на пассажиров напали матросы «Палатина», которые сначала расправились с капитаном, чтобы он не смог помешать им. Завладев ценностями, матросы сели в шлюпки и покинули корабль, бросив пассажиров на произвол судьбы. И вскоре те погибли в морской пучине, наскочив на прибрежные скалы. По другой версии матросы пассажиров не грабили. Просто судно ложными огнями заманили на скалы береговые пираты, которых называли «блок-айлендские крушители». Ограбив потерпевшее крушение судно, пираты сожгли его вместе с командой и пассажирами, находившимися на борту. Жители Блок-Айленда довольно часто видят призрачный «Палатин», который считается предвестником бури.

Однако самое страшное – это не просто увидеть «Летучий Голландец», а подвергнуться его нападению.

Супруги-яхтсмены Олле и Ленна Лентонен рассказывали журналистам как в Карибском море их яхту «Рокеус» взяли на абордаж пираты с «Летучего Голландца». Когда супруги Лентонен увидели старинный фрегат, на мачте которого развевался черный флаг с изображением черепа и скрещенных костей, они решили, что стали свидетелями киносъемок. Но когда с фрегата начали палить из пушек, Олле понял, что что-то здесь не так, от греха подальше он остановил свое судно и бросил якорь. Вскоре в борта яхты впились абордажные крючья, а на ее палубе появились два десятка страшных пиратов. Джентльмены удачи пощадили добровольно сдавшихся супругов Лентонен и лишь привязали их к мачте, после чего занялись грабежом.

Позже Олле рассказывал:

Они забрали наши деньги, запасы продуктов и алкоголя, все украшения жены. Все это время никто из пиратов не обратился к нам ни с единым словом. То, что не хотели брать, они уничтожали, с яростью разбивали на куски и выбрасывали за борт. А когда покидали яхту, порезали нам весь парус, сломали мачту, а навигационные приборы забрали с собой.

Но самое интересное, что пираты явно были живыми мертвецами. От их корабля несло гнилью, а от корсаров – трупным запахом. Их кожа была пепельного цвета, а глазницы – пустыми. Ленна рассказывала:

Веревки будто бы опутывали нас сами. Я чувствовала кладбищенский смрад и теряла сознание от изумления. Я поняла, что это, наверное, дУхи. Вместе с тем меня удивило, когда один из них залпом выпил бутылку нашего «Джони Уолкера». Никогда бы не подумала, что дУхи пьют.

Спас супругов Лентонен, дрейфовавших трое суток в море, проходивший мимо рыболовный траулер, который отбуксировал их порушенную яхту в порт на Гренаде.

27 августа 2012, 00:34

«Летучий голландец» - легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием. Легенда о «Летучем Голландце» переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Голландская версия легенды гласит , что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, прогневал Бога и навлёк на свой корабль проклятие. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале говорится, что вмиг расступились небеса, тучи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан по военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно, пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. «Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят навеки.» Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж.
В германском варианте капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал Дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор. Есть еще один вариант , более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту. Другие версии легенды: Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Его пожелания исполнились, и он был обречён на вечные скитания. Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!». Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам. Команда корабля натолкнулась на другой корабль-призрак, «Кенару», - пиратское судно-призрак, которое грабило и уничтожало другие корабли. Команде «Летучего голландца» удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие «Кенары». Теперь они бороздят бесконечные просторы и не чувствуют ни боли, ни усталости, ни тепла, ни холода, мучаются этим, а встречающиеся корабли они молят о помощи, но те, не пытаясь помочь им, разделяют с ними проклятие «Кенары». Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята. На палубе корабля появилась богиня, но она была встречена оскорбительным отношением со стороны капитана. В отместку она приговорила корабль плавать вплоть до дня Страшного суда.
Сохранились свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты, а другие источники утверждают, что на борту судна вспыхнула эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю. Так он и остался вечно скитаться по морям. Полагают, что легенда о «Летучем голландце» родилась в эпоху великих географических открытий, когда мореплаватели отправлялись на поиски Индии. При попытке обогнуть Африку с юга, они наталкивались на сильные ветра, шторма и густые туманы, но больше всего моряков пугали легенды о морских чудовищах, атакующих и поглощающих корабли.
Шли годы, и число встреч в море с «кораблями-призраками» продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 сообщений капитанов о встрече с «летучими голландцами» . Была организована даже специальная конференция, обсуждавшая вопрос, что же делать с «кораблями-призраками». Было принято решение истребить последних. В океанах встречались десятки полузатопленных, разбитых корпусов парусников, к ним и направлялись военные корабли, которые расстреливали, поджигали и взрывали их. Эта операция длилась вплоть до 1930 г., когда американские военные корабли уничтожили 267 таких беспризорных судов. Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.
Призрак корабля, в котором признали «Летучего Голландца», видели в 1923 году у Мыса Доброй Надежды. Его наблюдали четыре моряка, один из которых спустя годы сообщил об этом случае Эрнесту Беннетту, члену Общества для изучения психических явлений. По рассказу помощника капитана Н.К. Стона, призрак заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 года. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон писал: «Около 0.15 ночи мы увидели странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания плывущего корабля, двухмачтового, пустые реи тоже светились, парусов видно не было, но между мачтами наблюдалась легкая светящаяся дымка. То не были навигационные огни. Судно, казалось, двигалось прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, оно находилось от нас где-то за две-три мили, а когда оно было от нас в полумиле, оно внезапно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: «Господи, да это же корабль-призрак!» Стон описал, как выглядел корабль, он запечатлелся в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, двух других свидетелей найти не удалось. С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «Вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.
Легенда о Летучем Голландце – наиболее известная легенда о кораблях призраках, но кроме легенд и мифов, существую реальные факты встречи с такими кораблями: «Октавиус» , английское торговое судно, возвращавшееся из Китая, было найдено дрейфующим недалеко от берега Гренландии в 1775 . Судовой журнал капитана показал, что судно в 1762 сделало попытку следования по Северо-Западному проходу, который успешно никем не пересекался вплоть до 1906 года. Судно и замороженные тела его команды, очевидно, завершили переход, дрейфуя среди пакового льда в течение 13 лет. В 1850 году к берегу рядом с поселком Истонс Бич вблизи Ньюпорта подошел парусник «Сибёрд» , причем, он не швартовался, а просто уткнулся носом в песок. К удивлению собравшихся, единственным живым существом на судне была трясущаяся от страха собака. Когда же люди поднялись на судно, удивление переросло в недоумение – в рубке висел табачный дым, на камбузе источал ароматы горячий завтрак, кипел на плите кофе, а в судовом журнале последняя запись свидетельствовала, что судно вышло на траверс рифа Брентон, находящегося от Истонс Бич всего в нескольких милях. Вскоре к берегу подошли рыбаки, видевшие несколько часов назад «Сибёрд» в море и даже обменявшиеся приветствиями с его капитаном. Что произошло с экипажем – так и осталось неразгаданной тайной.
В сентябре 1860 года в проливе Дрейка было обнаружено парусное судно с трупом капитана на борту. Он сидел за столом, перед вахтенным журналом, последняя запись в котором была сделана 4 мая 1823 г. Она гласила, что «судно затерто льдами и уже 71 день нет пищи» . В 1875 году англичане встретили судно, застрявшее во льдах. На его борту обнаружили трупы капитана, молодой женщины и нескольких матросов - все они застыли в неестественных позах. Последняя запись в судовом журнале была сделана 14 ноября 1862 года. Пожалуй, один из самых широко освещаемых подобных случаев произошел в 1872 году, когда в море английский корабль обнаружил бриг «Мария Селеста» , на котором не было экипажа. Бриг находился во вполне исправном состоянии, и его доставили в порт британской базы в Гибралтаре. Любопытно, что для исследования брига пригласили не только известных ученых, но и сыщиков Скотленд-Ярда. Но тайна исчезновения экипажа «Марии Селесты» так и осталась нераскрытой. Поистине удивительными бывают маршруты некоторых покинутых судов. Например, американская шхуна «Уайт» , в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плыть по Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
Также несколько лет дрейфовала по морям и американская шхуна «Фэнни Уолстен» , брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием течения Гольфстрим с довольно большой скоростью. Всего за три года она прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла осенью 1894 года. Трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт» был обнаружен в сентябре 1894 года с борта германского судна «Пиккубен» в Индийском океане. На мачте парусника был поднят сигнал бедствия. Высадившиеся на барк немецкие моряки обнаружили капитана, лишившегося рассудка и 38 человек экипажа, которые были мертвы В начале прошлого века во время шторма, сместившего груз в трюме, что привело к опасному крену, был покинут командой пароход «Данмор» . Моряков со шлюпок сняла находящаяся неподалеку английская эскадра. Так как пароход продолжал оставаться на плаву и мог представлять серьезную угрозу судоходству, командующий эскадрой решил его потопить. Штормовая погода и наступающие сумерки отсрочили выполнение его решения до утра. Но утром пароход найти не смогли и решили, что он затонул самостоятельно. Каково же было удивление моряков той же эскадры, когда через год они снова в штормовую погоду встретили «Данмор». И опять наступившая ночь спасла пароход, исчезнувший к утру из зоны видимости. Проведенные поиски результатов не дали. Любопытно, что «Данмор» моряки встречали в океане в течение нескольких лет, но ни разу не смогли к нему подойти. И подобных примеров немало. Вышедший из мексиканского порта Мансанильо 3 октября 1902 года, германский четырёхмачтовый барк «Фрея» был обнаружен через 17 дней полузатопленным с сильным креном на левый борт. Несмотря на то, что никаких штормов а то время у западных берегов Мексики не наблюдалось, стеньги мачт «Фрейи» были сломаны. Экипажа на борту не было. Причины его исчезновения остались невыясненными Корабль-призрак барк Мальборо Зачастую корабль с мертвой командой может носиться по волнам годами. Так, в 1913 году у южной оконечности Чили в открытом море был найден основательно потрепанный барк «Мальборо» , паруса которого давно истлели. На борту, к удивлению высадившихся на барк моряков, оказалось несколько скелетов. Но главное удивление вызвал судовой журнал, последняя запись в котором была сделана еще в конце XIX века. Получалось, что барк более 20 лет самостоятельно путешествовал по океану. Один из самых примечательных судов-призраков ХХ в. - датское учебное парусное судно «Кобенхавн» . 4 декабря 1928 г. оно вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить свое кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 кадетов - воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма. Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл. Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было. В январе 1929 г. жители островов Тристан-да-Кунья увидели грациозный парусник, направляющийся прямо на предательские рифы у берега. Корабль несся, подгоняемый штормовым ветром. Он подошел на достаточно близкое расстояние, чтобы можно было убедиться в отсутствии каких-либо признаков жизни на его борту. Широкая белая полоса на корпусе - отличительный знак учебных парусников - давала основание предполагать, что это был «Кобенхавн». Спустившийся туман скрыл парусник от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни его обломков не нашли. Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, на них не было. Кобенхавн Еще одно сообщение о «Кобенхавне» в том же 1929 году поступило от чилийских рыбаков. Во время промысла у южного побережья Чили в жестокий шторм видели этот парусник. Он был уже без мачт. Однако на этом история с датским учебным судном не закончилась. В ночь с 7-го на 8-e октября 1959 г. капитан голландского сухогруза «Страат Магелхэс» Пит Алгер, находясь у южной оконечности африканского континента, увидел внезапно появившееся судно большое парусное судно. Под всеми парусами оно шло навстречу «Магелхэсу». С трудом Алгеру удалось избежать столкновения. Не успела команда опомниться, как парусник исчез в тумане. В своем донесении морским властям капитан сообщал, что парусник весьма напоминал «Кобенхавн». Пятимачтовая шхуна «Керрол Диринг» была замечена смотрителем маяка мыса Гаттерас 31 января 1921 года в восемь часов десять минут на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все паруса шхуны были убраны, на борту никого не было кроме корабельного кота. Груз, съестные припасы и личные вещи членов экипажа были целы; но спасательные шлюпки, хорнометр, секстанты и вахтенный журнал отсутствовали. Рулевое управление было выведено из строя, а судовой компас и часть навигационных приборов оказались разбитыми. Причины исчезновения команды (9 человек) и капитана выяснить не удалось.
шхуна «Керрол Диринг» Пароход «Бэйчимо» в 1931 году попал в ледовый плен. По сигналу SOS были посланы два гидроплана, они забрали 22 человека. Капитан и 14 матросов остались на корабле охранять ценный груз - пушнину. Моряки перебрались на берег и разбили лагерь, но однажды утром они не увидели больше своего судна. Позже корабль наблюдали многие моряки в разных частях земного шара. Последнее упоминание о нем датируется 1962 г., где «Бэйчимо» видели в море Бофорта, проплывавшим вдоль берега, и покрытым ржавчиной. Спасательная шлюпка пассажирского парохода «SS Валенсия» , потерпевшего крушение в 1906 около юго-западного побережья острова Ванкувер, была найдена в 1933 году в хорошем состоянии, плавающей в этом районе спустя 27 лет после катастрофы. Моряки также сообщили о наблюдении самого судна в этом районе после того, как оно утонуло, часто как видение, которое следовало вниз по побережью. В феврале 1948 года радиостанции засекли сигнал бедствия в Малакском проливе с парохода «Уранг Медан» : «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа» Далее следовали бессвязные точки и тире. В конце радиограммы было чётко: «Я умираю».
«Уранг Медан» Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: капитан, матросы и собака были мертвы, а на лицах людей был ужас. Но, что самое удивительное, на трупах не было признаков насильственной смерти! До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта» . Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойта», небольшое судно валовой вместимостью 75 регистровых тонн, обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 г. судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау. В порт назначения оно не прибыло. Все усилия найти «Джойту» оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести. Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было. Морской бот «Тувало» взял «Джойту» на буксир и привел в порт.
«Джойта» В феврале 1953 года моряками английского судна «Рэни» был обнаружен грузовой теплоход «Холчу» с грузом риса. Корабль был повреждён стихией, но спасательные шлюпки были на своих местах. На борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа исчезли бесследно. В 1955 году «МВ Елита» была обнаружена оставленной в Тихом океане. В 1956 г. перед собравшимися на берегу жителями острова Нью-Джорджия появился необычайный корабль-призрак. Это была дрейфующая в океане подводная лодка . Из рубки высовывался скелет, высушенный тропическим солнцем. Людей не было видно. Ветром и волнами морского скитальца прибило к берегу. Удалось установить, что это была американская подводная лодка времен второй мировой войны. Однако судьба экипажа корабля так и осталась тайной. В 1969 году были зарегистрированы аналогичные случаи. Сообщалось о двух безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту имелись запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение.
В 1971 г. при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош» . Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 г. из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия. Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в 10 милях от берега. Ново¬явленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения. Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось. В 2003 году «Хай Эм 6» был обнаружен дрейфующим без экипажа в австралийских водах. Несмотря на тщательные поиски, никаких следов команды так и не удалось обнаружить. «Хай Эм 6» В марте 2006 года танкер «Ян Сенг» был найден недалеко от берега Уэйпа, (Квинсленд, северо-восточная Австралия). Его происхождение и владелец не были установлены, и в апреле судно было уничтожено. «Ян Сенг» Парусник «Бел Амика» была обнаружена в августе 2006 года неподалёку от берега Сардинии. Команда береговой охраны, которая обнаружила судно, нашла на борту остатки пищи, французские карты северных африканских морей и флаг Люксембурга. «Бел Амика» 12-метровый катамаран «Каз II» был обнаружен в апреле 2007 года неподалёку от берега Квинсленда, северо-восточная Австралия. Яхта, которая покинула Эрли-Бич 15 апреля, была обнаружена в 80 милях от Таунсвилла, около Большого Барьерного рифа, в следующую среду. Когда на ней высадились, то обнаружилось, что работают двигатель, портативный компьютер, радио, GPS, был накрыт стол, но команда, которая состояла из 3-х человек на борту, отсутствовала. Все паруса яхты были на месте, но сильно повреждены. Три спасательных жилета и прочее спасательное оборудование были на месте. Поиск команды был прекращён в воскресенье 22 апреля, поскольку вряд ли кто-нибудь выжил за такой промежуток времени. «Каз II» В 2008 году управление безопасности на море Японии обнаружило в Японском море дрейфующий - предположительно, российский - плашкоут без названия, номера и людей на борту. В 2010 году египетские пограничники обнаружили в Красном море торговое судно без опознавательных знаков. На борту нашли наркотики. 6 апреля 2012 года береговой службой США был расстрелян и потоплен японский траулер «Реуун Мару», приписанный к порту Хатинохэ (японская префектура Аомори), унесённый цунами и дрейфовавший у берегов Аляски.
«Реуун Мару» Что же происходит с экипажами подобных судов? Эту тайну пытаются разгадать уже несколько веков. Существует масса гипотез, от экзотических: похищение инопланетянами, случайный переход людей в параллельный мир или другое измерение, нападение громадного морского животного и т. п., до вполне реальных: острое пищевое отравление или эпидемия, экипаж смыло за борт, нападение пиратов, попадание судна в зону сильного ультразвукового излучения, приведшего к экипаж к самоубийству, и т. д. Что же происходило в реальности, наверное, для большинства случаев так никогда и не будет разгадано. Океан умеет хранить свои тайны. Обновлено 27/08/12 00:39 : «Хай Эм 6» «Ян Сенг»

Техника